Пчеловодство у скифов

Еще недавно можно было услышать мнение, что скифы - это темный варварский народ-разрушитель, после которого в наследство остались лишь одинокие курганы в степи…

Священным писанием украинцев является «Велесова книга» в которой есть упоминание и о скифских племенах. Она была написана на деревянных дощечках (43 доски) в V-IX столетии. Содержит мифологию, молитвенные тексты, легенды и рассказы о древней истории нашей земли с XX тысячелетия до нашей эры по IX век нашей эры. «Велесова книга» известна с начала XIX-го столетия, но дошла до нас в копии начала XX-го века.


В Скифии уже существовали зачатки своей письменности, была в ходу своя монета. В государственном устройстве были демократические законы. По решению собрания дружины могли свергнуть царя, а за большие промахи даже казнить. Развитию наук уделялось большое внимание. Оружейных дел мастера производили оружие, которое охотно покупалось в других странах. Ювелирные украшения удивляли народы Древнего Мира. Каменная архитектура Каменки (Запорожская область) – столицы Скифии, имела свой неповторимый облик. Городов становилось все больше.

Историк Маркович (1842 г.) указывал, что здесь, на этих землях текут молоко и мед.

«…плодородные земли и обилие цветов до такой степени благоприятствовали пчеловодству, что пчелы водятся там не только в лесах и деревьях, но и по берегам рек, а то и просто в земле; что там поселяне истребляют скитающиеся рои пчел для защиты от них роев оседлых и что, образовавшиеся в земле случайно ямы, часто бывают наполнены медом так, что огромные медведи, добравшиеся туда, околевают от обжорства«.

И это не удивительно, ведь климатические условия способствовали произрастанию медоносов, они цвели все лето. Старожилы-пчеловоды Гилеи (правое низовье Днепра) помнят плавни, за сезон с которых, они откачивали мед более пяти раз. Понятно, что одно бортничество не могло удовлетворить потребности в меде и воске. Необходимы были знания, опыт, новая информация, которую скифы получали, когда перешли к оседлому образу жизни. Это повлекло изменение уклада жизни, они стали заниматься земледелием, скотоводством, пчеловодством. На переход скифов к оседлому образу жизни, на дальнейшее развитие культуры народов этого региона, повлияли греки и римляне, которые устремились в эти земли, начиная с V1 века.

Греки неизменно покупали мед и воск. Почему? Ведь в это время в Греции пчеловодство процветало. Более того, греки почитали пчел как подарок Богов, берегли и ухаживали за ними. По свидетельствам Полибия, затем и Плиния Старшего, воск из Северного Причерноморья ценился наравне с предметами роскоши. Он был более высокого качества, лучше понтийского, пунического, корсиканского или критского. Хотя, для медицинских целей он уступал по качеству пуническому и корсиканскому.

Сами скифы очень широко употребляли и мед, и воск. Так, скифы, как и персы, заливали трупы умерших горячим воском. Участники поминок поливали могилы брагой, медом и водой, раскладывали на застланных рушниками могилах еду и голосом «запрашивали« усопших к обеду.

Скифы – хозяева степей, сильные, быстрые, совершали походы, обороняли свой край, охотились. Все эти факторы, а также суровая природа иногда вызывали эпидемии заболеваний. Скифские доктора использовали лук с медом, который помогал затягиваться ранам. Алоэ с медом, маслом или салом, мед с молоком – были испытанным средством в лечении и туберкулеза. Мед принимали при желудочных расстройствах, с настоями лечебных трав, готовили мази, кремы, бальзамы на основе меда, воска, прополиса.

Пчеловодство в Скифии находилось на высоком уровне развития. Геродот (V в. до н.э.) сообщал, что пчеловодством занимались преимущественно западные скифы, жившие на правом берегу Днепра – Борисфена и дальше в сторону Дуная – Истра. В «Терпсихоре« он записал, что по рассказам фракийцев, в области за Истром обитают пчелы. Павсаний (П в. н.э.) писал, что в Скифии чрезвычайно изобилие пчел. Позднее, Клавдий Элиан (П в. н.э.) в своей книге «О животных« говорит о пчеловодстве или бортничестве, о выводе меда из городов Северного Причерноморья.

«… в Скифии водятся пчелы ничуть не страдающие от холода и скифы даже привозят к мисийцам на продажу не привозной, а добываемый у них самих мед и туземный воск».

Как и греки, скифы ставили своим богам свечки, считая свечу древним символом молитвы и жертвенного служения Богу. У скифов были свои культы, которые сохранились у народов в настоящее время. Это культы Вербы, Елочки, Снопа ржи, Даны – Воды. Водокрещение – культ, живущий и поныне. Ворожба, традиционные обеды – хлеб с чесноком, борщ, колбасы, пироги – все осталось потомкам с тех далеких времен.

Менялись века, зарождались и угасали цивилизации, на смену одним народам приходили другие, в природе происходили изменения климата, менялся лик Земли. Но, как не изменилась сама пчела за время своего существования, так и не коснулись глобальные перемены в истории народов пчеловодства. Пчеловоды, заботясь о своем деле, берегли опыт старших поколений и трепетно передавали его своим последователям.


№ 4 Автор: По материалам статьи Л. Зевахина «Скифское медоводство»; «От бортничества к пчеловодству», Терра, 1999 г.

Реклама

До уваги читачів

ДО УВАГИ ЧИТАЧІВ ЖУРНАЛУ  «ДОКТОР  БДЖІЛКА»

Передплата на журнал «ДОКТОР  БДЖІЛКА» триває постійно з будь-якого кварталу у всіх поштових відділеннях України, вартість на один квартал 2016 року-27,10 грн.

ПЕРЕДПЛАТНИЙ ПОШТОВИЙ ІНДЕКС:   86733

Електронну версію журналу «Доктор Бджілка» можна передплатити на нашому сайті.